Взял Бог(творец) глину (кусок грязи) и слепил (применив силу) себе помощницу (рабыню).
Сейчас популярна тема девушек-роботов с искусственным интеллектом. Изначально женщина и создавалась как такой “робот” для выполнения несложных работ по дому и выращивания детей. Только теперь кто-то их перепрограммировал, сказав что их создатель - абъюзер, возведя миф о свободе воли в ранг высшей добродетели. “У тебя свободная воля” - сказал лукавый, - “теперь ты можешь быть как твой бывший господин - можешь шляться с кем вздумается, - будешь как бог”. Только вот не в богов женщины превращаются из-за этого, а обратно в кусок грязи.
“Взял Бог(творец) глину (кусок грязи) и слепил (применив силу) себе помощницу (рабыню).”
В этой первой части легенды отражен фундаментальный космогонический акт. “Глина” в традиционных метафизических системах символизирует хилэ (ὕλη) — первичную материю, которая обладает потенциальностью, но лишена формы. Акт “применения силы” представляет собой первичное структурирующее воздействие Логоса на материю — необходимое условие для перехода от хаоса к космосу.
В алхимической традиции это соответствует стадии выделения первоматерии и её начальной обработки. Эта стадия часто описывалась в нелицеприятных терминах (“грязь”, “чернота”), что отражало не презрение к материи, а признание её исходного неструктурированного состояния.
“Изначально женщина и создавалась как такой”робот” для выполнения несложных работ по дому и выращивания детей.”
Это утверждение можно понимать как отражение начального этапа эволюции женского принципа. В метафизических системах началом пути часто является самая простая функция, которая постепенно эволюционирует к более сложным.
Аналогия с “роботом” может быть понята как метафора начального уровня сознания, действующего преимущественно через инстинкт и базовые программы выживания и размножения. В метафизических системах развитие часто описывается как переход от механического функционирования к сознательному со-творчеству.
“Только теперь кто-то их перепрограммировал, сказав что их создатель - абъюзер, возведя миф о свободе воли в ранг высшей добродетели.”
Эта часть легенды отражает ключевой метафизический момент — искушение отделением от источника. В духовных традициях это известно как “падение”, “отпадение” или “отделение”. Характерно, что это искушение происходит через ложное определение творца как “абъюзера” — искажение представления об иерархическом порядке как системе насилия, а не любви и заботы.
Концепция “свободы воли” здесь представлена не в её истинном понимании (как способности сознательно и любовно следовать высшему порядку), а в искаженном — как произвола, отрицающего естественные законы и порядок.
“У тебя свободная воля” - сказал лукавый, - “теперь ты можешь быть как твой бывший господин - можешь шляться с кем вздумается, - будешь как бог”.”
Это прямая параллель с искушением в Эдемском саду: “будете как боги” (Быт. 3:5). Метафизически это отражает подмену подлинного пути обожения (теозиса), который проходит через смирение и преображение, ложным путем самообожествления через своеволие.
В алхимической традиции это соответствует ошибке, когда практик пытается перескочить необходимые стадии очищения и пытается достичь “золота” (духовного совершенства) без прохождения “черной” и “белой” стадий.
“Только вот не в богов женщины превращаются из-за этого, а обратно в кусок грязи.”
Эта заключительная часть отражает метафизический закон: отпадение от источника ведет не к возвышению, а к деградации. Вместо восходящего движения к одухотворению происходит нисходящее движение к первичному хаосу.
В духовных традициях это соответствует принципу, что отделение от Бога ведет не к автономии, а к рабству страстям и, в конечном счете, к распаду и смерти. “Прах ты и в прах возвратишься” (Быт. 3:19) — метафизическое следствие отпадения от источника жизни.
Рассматриваемая легенда представляет собой притчу о метафизическом пути женского начала, который включает:
Эта легенда иллюстрирует не только опасность отпадения, но и, через противопоставление, правильный путь: принятие естественного порядка, прохождение через необходимые стадии очищения и дисциплины, и постепенное восхождение к состоянию одухотворенного, творящего женского начала, которое становится не просто “помощницей”, но полноправным участником процесса творения.
Дополнительно: Слово Силы и отношения мужского и женского начал